УЗИ сердца: кому и как делать?

16.11.2019

УЗИ считается одним из наиболее информативных методов диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы на ранних стадиях. Оно быстро, без боли и дискомфорта дает максимальный объем информации, помогает оценить эффективность лечения. Современная аппаратура, которой обладает «Клиника «Пульс», позволяет врачу визуализировать структуру сердца, в режиме реального времени видеть, как двигается кровь, как работают клапаны, есть ли нарушения в миокарде и как он сокращается.

Все показания для УЗИ сердца можно условно разделить на две группы. К первой относятся показания планового характера, когда обследуются здоровые люди, не замечающие симптомов заболеваний сердечно-сосудистой системы. В этом случае, как правило, требуется оценить состояние сердца, определить возможные скрытые патологии. Вторая группа — уже выявленные у пациента заболевания сердечно-сосудистой системы или явное наличие клинических симптомов.

Итак, к плановым показаниям для УЗИ сердца относятся следующие состояния и случаи:

1. Подростки. Необходимо для выявления функциональных нарушений работы органа, связанных с быстрым ростом и высокой нагрузкой на сердечно-сосудистую систему.
  2. Беременным женщинам. Проводится для оценки состояния и функциональной состоятельности сердца, для выявления скрытых патологий. В зависимости от результатов УЗИ сердца, женщине разрешат или запретят рожать естественным путем.
  3. Спортсмены. УЗИ сердца позволяет изучить структурные изменения органа на фоне высоких физических нагрузок, предупредить дальнейшие проблемы.

Показаниями для проведения УЗИ сердца у людей с симптомами или выявленной патологией:

1. Подозрение на любые заболевания сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в виде:
    • одышки;
    • боли или любого дискомфорта в области сердца, за грудиной;
    • слышимых шумов в сердце;
    • ощущения «перебоев» в работе сердца или слишком частого сердцебиения;
    • периодического головокружения и головных болей;
    • беспричинной слабости;
    • потери сознания;
    • постоянно холодных рук и ног;
    • постоянно бледного или синюшного кожного покрова.
  2. Перенесенные травмы грудной клетки.
  3. Курсовое лечение злокачественных опухолей.
  4. Наличие ранее выявленных заболеваний сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, пороков сердца, хронической сердечной недостаточности, аритмий, кардиомиопатий, стенокардии, перенесенного инфаркта миокарда, опухолей, аневризмы аорты и т.д.). В этих случаях УЗИ проводится для контроля за состоянием сердца на фоне проводимого лечения.
  5. Произведенные операции на сердце (протезирование клапанов, введение кардиостимулятора и т.д.).

Противопоказания для УЗИ сердца

Абсолютных противопоказаний к проведению УЗИ сердца нет. Но, если исследование делается через переднюю грудную стенку (трансторакальным доступом), оно может быть затруднено, когда наблюдается:

• У женщин — большие размеры молочных желез;
  • У мужчин — сильное оволосение грудной клетки;
  • Сильное ожирение;
  • Выраженная деформация (реберный горб и др.) или травма грудной клетки;
  • Воспалительные процессы на коже грудной клетки; • Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких или длительный стаж заядлого курильщика.

Важно!

Отправляясь на очередное УЗИ, обязательно возьмите с собой результаты всех предыдущих обследований, чтобы лечащий врач мог в динамике наблюдать за изменениями, которые происходят с сердцем.

Если диагностика производится через грудную клетку, то перед ней не стоит переедать или пить слишком много воды.

Рацион и режим дня перед обследованием остаются привычными, без изменений. Нужно также сохранять спокойствие и выполнять все рекомендации врача.